Советы психолога
Адаптация на учёбе и работе
«Студент» в переводе с латинского — усердно работающий, занимающийся, овладевающий знаниями. Студенчество — это особая, ни с чем не сравнимая пора в жизни. Это время учебы, дружбы, юмора, шуток, энтузиазма, любви… Конечно, по сравнению со школьниками, у учащихся, студентов этот самый образ жизни несколько отличается, так как обусловлен особенностями учебного процесса и другой системой оценки качества успеваемости. Не секрет, что школьное обучение построено на постоянном, тотальном контроле успеваемости и поведения учащихся, опеке со стороны педагогов и родителей. Поэтому часто у школьников складывается неправильное представление о том, что их учеба нужна только учителям, администрации, родителям, а «бедные дети» тут совершенно ни причем, и совсем не понимают, зачем их заставляют что-либо учить!
В колледже у первокурсника может возникнуть другое представление об учебе, о системе контроля за дисциплиной и успеваемостью, о большей свободе. Вот здесь- то и подстерегает опасность «запустить» учебу! (И родители наверняка успокоились — их взрослое чадо поступило в ССУЗ, «определено». Теперь будет учиться!) Важно не упустить момент и, осознав ответственность за свой профессиональный выбор, свое образование и отношение к учебе, научиться быть самостоятельным; понять, что это Вы получаете свое образование, быть активным. Не забывать, что цель пребывания в колледже — получение необходимого багажа знаний для того, чтобы стать настоящим специалистом своего дела! И тогда сессия не превратиться в стресс! Некоторые учащиеся позже считают, что к ним преподаватели предъявляют очень высокие требования. Но ведь основная черта профессионала — ответственность за результаты своего труда. Это лучше усвоить в стенах учебного заведения!
С первых дней учебы в колледже вам можно заняться и самообразованием, самообучением; проявить свои способности, мобилизовать всю силу воли, посещать занятия и тщательно готовиться к ним. Вам понадобится умение слушать и записывать лекции, конспектировать, выступать перед аудиторией, вести дискуссию, давать аналитическую оценку проблем, умение планировать, организовывать свою деятельность.
Юношеский возраст — центральный период становления интеллекта. Это время достижений; пик интеллектуальных и физических сил человека. Поэтому давайте нагрузку своему телу, интеллекту, своим возможностям. Только преодолевая трудности, человек растет и развивается, становится сильнее и мудрее!
В возрасте (15-18 лет) происходит стабилизация характера. Идет процесс овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых (роль избирателя, призывника, члена общественных организаций, семьянина). Это начало экономической активности личности — происходит включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало его трудовой биографии.
10 способов правильно начать работать на новом месте
ПунктуальностьБезусловная аксиома для всех новичков: в первый день нужно явиться на работу вовремя и никакие чрезвычайные обстоятельства не должны вам помешать. Хорошо, если вы и в дальнейшем будете отличаться пунктуальностью.
КоммуникабельностьЧтобы быстрее познакомиться со всеми сотрудниками, необходимо:
- Внимательно слушать, как коллеги обращаются друг к другу.
- Выяснить еще раз имена всех у понравившегося вам человека.
- Скопировать, если возможно, штатное расписание.
Дайте знать коллегам, что вы открыты для общения. Быть может, уже сегодня вам понадобится совет или вас попросят о помощи.
Корпоративный стиль компанииДля всех окружающих вы еще являетесь чужеродным элементом, они не знают ваших плюсов. В первые две недели понаблюдайте за поведением коллег и атмосферой в коллективе, постепенно заявляя о себе.
Присмотритесь к стилю одежды, манере говорить, особенностям общения, т.е. изучите неписаные правила поведения сотрудников, чтобы соответствовать корпоративному стилю компании. Относитесь с уважением и к себе, и к коллегам.
Задавайте вопросыЛучше выяснить все детали до того, как возникнут нерешенные проблемы. Не стесняйтесь задавать вопросы, заносите их в блокнот вместе с вариантами ответов и координатами человека, который помог вам.
Не привлекайте к себе лишнего вниманияПервое время старайтесь не привлекать к себе лишнего внимания. Четырех недель вполне достаточно, чтобы к вам привыкли. Поэтому:
- Не избавляйтесь от вещей вашего предшественника — наклейки на мониторе, кактусы на компьютере и т.д.
- Не назначайте в офисе встреч со своими знакомыми.
- Не разговаривайте по телефону о личных делах слишком часто и более пяти минут.
- Не устраивайте на своем столе выставку фотографий своих близких.
- Не критикуйте ни людей, ни проекты.
- Не передвигайте свой стол на более удобное место.
- Не болейте, вы успеете сделать это позже.
Помните, что на новом месте вы каждым своим действием, словом, каждой вещью на своем столе будете заявлять о себе. В ваших интересах сделать так, чтобы окружающие воспринимали вас как делового, серьезного, приветливого и внимательного сотрудника.
Просите о помощи- Он не знает, что нужно делать.
- Он не знает, что где лежит.
- Ему незнакомы названия фирм-партнеров и имена их представителей.
Чтобы избавиться от этих и других проблем, не стесняйтесь просить людей о помощи. Чем больше сил потратят на ваше обучение коллеги, тем скорее они привыкнут к вам и будут считать своим.
Разберитесь в связяхВ любой компании есть свои подводные камни, которые непосвященному трудно заметить и обойти. Разберитесь, кто является формальным, а кто фактическим лидером. Постарайтесь понять истинные отношения между людьми, чтобы не сделать глупость.
Не бойтесь переработатьВ первые недели работы на новом месте формируется мнение о вас — у начальства и у коллег. Соглашайтесь на сверхурочные, выполняйте больший объем работы, чем остальные. Помните, что люди с трудом меняют свои взгляды, так что, заработав себе хорошую репутацию, вы сможете долго пожинать плоды.
Не падайте духомПо мнению психологов, депрессия и физическое утомление свойственно 70% всех новых сотрудников. Это естественный процесс.
- Уделите внимание планированию своего рабочего дня, чтобы хорошо ориентироваться в ситуации.
- Доставляйте себе в этот период больше радостей: общайтесь с друзьями, ведите активный образ жизни. Спите не менее 8 часов в сутки.
- Занимайтесь спортом: физические нагрузки отвлекут вас от проблем и подготовят организм к борьбе со стрессовыми ситуациями.
Всем известно, что улыбка обладает особым магнетическим действием. Она поможет вам во многих ситуациях, связанных с работой. Если вы начнете общение с улыбки в кабинете работодателя или улыбнетесь, разговаривая по телефону с секретарем, то произведете на них благоприятное впечатление. А если будете открыто и искренне улыбаться своим новым коллегам, встречаясь с ними взглядом, вы быстро завоюете их симпатии. Древние восточные мудрецы говорили: «По улыбающемуся лицу кулак не бьет».