Наверх

Тел.:   +375 (029) 29-25-888
Email:   vtk@vgtk.by
Режим работы:  08:00 — 17:15
Учреждение образования

«Витебский государственный технический колледж»

«Классификация суицидального поведения»

Суицидальное поведение (СП) — аутоагрессивное поведение, обусловленное, по крайней мере в минимальной степени, явным или скрытым намерением умереть и проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение. Выделяют «внутренние» и «внешние» формы суицидального поведения. К «внутренним» относят фантазии, мысли и образы суицидальной направленности. Среди «внешних» выделяют две основные формы:

  • Самоубийство (суицид)— намеренное, осознанное и относительно быстрое лишение себя жизни.
  • Суицидальная попытка (парасуицид) — не закончившееся смертью намеренное самоповреждение или самоотравление. К парасуицидам относят также акты, предпринятые с целью намеренного самоповреждения или самоубийства, но не приведшие к физическому повреждению. Например, вмешательство посторонних предотвратило самоповешение; человека «сняли» с рельсов до прохода поезда и т.п.
  • Суицидальное поведение с преимущественным воздействием на значимых других. Суицидальные акты и намерения могут носить яркий, театрализованный характер. Действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе внимание, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей или наказать обидчика, вызвав у него чувство вины или обратив на него возмущение окружающих и доставив ему серьезные неприятности. Суицидальный акт часто совершается в том месте, которое связано с эмоционально значимым лицом, которому он адресован: дома – родным, на учебе – педагогам либо сверстникам и т.д. Такого рода действия, направленные «вовне», как правило, свидетельствуют о нарушенных отношениях между ребёнком (подростком) и его ближайшим окружением (родители, сверстники и пр.). В данной ситуации можно предположить, что либо ребёнок (подросток) не может проявить свои потребности иным (адаптивным) способом, либо его ближайшее социальное окружение игнорирует «более слабые» сигналы. Следует помнить, что даже «демонстративное» поведение может заканчиваться смертью. В качестве примера можно привести религиозные суициды: частым мотивом действий является протест, но следствием – смерть.
    Даже в случае полного отсутствия мотивов смерти, суицидальные акты могут носить тяжёлые последствия вследствие недоучёта ребёнком (подростком) обстоятельств, незнания летальности определённых средств (медикаменты, химикаты). Любая форма аутоагрессии требует терапевтического подхода. Ярлыки «демонстративный», «манипулятивный» привносят морализаторский и осуждающий оттенок, что препятствует налаживанию отношений с ребёнком (подростком).
  • Аффективное суицидальное поведение. Суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. В какой-то момент здесь может появиться мысль, чтобы расстаться с жизнью.Аффективное суицидальное поведение с трудом прогнозируется и с трудом поддается профилактике.
  • Суицидальное поведение с выраженными интенциями к смерти. Обдуманное, тщательно спланированное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения. Записки более адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от чувства вины знакомых и близких.

Факторы риска суицида и парасуицида

К ситуациям риска, провоцирующим подростков на совершение суицида относятся:

  • ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, угрожающие их образу «я» и унижающие чувство собственного достоинства;
  • конфликтные отношения в семье;
  • смерть любимого (другого значимого человека);
  • разрыв отношений и межличностные конфликты;
  • запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
  • серьезные трудности в учебе и высокие требования к итоговым результатам обучения (экзамены);
  • нежелательная беременность, аборт и его последствия;
  • ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;
  • серьезная физическая болезнь.

Семейными факторами, влияющими на суицидальность детей и подростков являются:

  • психические отклонения у родителей;
  • история самоубийства и суицидальные попытки в семье;
  • насилие в семье (включая психическое, физическое и сексуальное);
  • недостаток внимания и заботы либо излишняя родительская авторитарность, отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания;
  • конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;
  • развод родителей.

Психические расстройства:

  • депрессия,
  • девиантное поведение,
  • психоз,
  • расстройство адаптации.

Знаки (проявления) суицидального риска

Поведенческие признаки:

  • внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;
  • употребление спиртного и/или наркотических средств;
  • избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы учебных занятий);
  • безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;
  • безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
  • внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
  • внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям.

Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свидетельствующие о суицидальной угрозе:

  • невыносимая психологическая боль, которую хочется уменьшить любыми средствами;
  • разочарование в удовлетворении психологических потребностей (потребности в безопасности, возможности достичь чего-то, овладеть чем-то, необходимости дружбы или принадлежности к чему-то или к какой-то группе);
  • поиск решения проблем не дает результата, заводит в тупик, наводит на мысли о смерти;
  • присутствует беспомощность, безнадежность, чувство бессилия, невозможность что-то сделать, чувство, что никто из окружающих не может ему помочь в борьбе с его болью;
  • конфликт ценностей и полярность мышления. Видит вещи в черно-белом свете: либо все хорошо, либо все плохо;
  • противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, например: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, противоречив в принятии своего решения о жизни и смерти.

Именно эта противоречивость и дает возможность вовремя предотвратить суицидальный поступок. Подросток старается сделать так, чтобы другие увидели его боль, остановили, переубедили и изменили ход его мыслей в суицидальном направлении, оставляя сигналы и ключи.

Словесные ключи:

  • прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «хочу умереть», «ты меня больше не увидишь», «я не могу больше выносить эту проблему», «скоро все это закончится»;
  • шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;
  • уверения в беспомощности и зависимости от других;
  • прощание;
  • самообвинения;
  • сообщение о конкретном плане суицида.

Поведенческие ключи:

  • раздача своих ценностей, долгов (начинает чинить какие-то вещи с друзьями и родителями, чтобы все было в порядке);
  • написание «записок-завещаний»;
  • несоблюдение правил личной гигиены, изменение привычек сна, питания;
  • самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активности;
  • частое прослушивание траурной или печальной музыки;
  • склонность к неоправданно рискованным поступкам.

Мотивы суицидального поведения

  • обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания;
  • действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
  • переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи;
  • чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
  • страх позора, насмешек или унижения;
  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
  • чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
  • страх наказания, нежелание извиниться;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ («синдром Вертера»).

Как вести себя с суицидальными учащимися в колледже

Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показанием ряда следующих мероприятий:

  1. Информирование родственников подростка о суицидальной опасности или действиях.
  2. Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком, как во время учебы, так и в семье.
  3. Привлечение для консультации детского психиатра или психотерапевта (с согласия родителей или официальных опекунов).

При контакте с суицидальным учащимся следует соблюдать баланс между дистанцией и близостью, между эмпатией и уважением.

Особенности коммуникации:

  • сохранять понимающую и вежливую позицию;
  • дать необходимые объяснения о чувствах и поведении человека в кризисе;
  • принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;
  • принять то, что суицид – это не игра и не беспомощная попытка привлечь к себе внимание; иначе говоря, к суициду нужно относиться серьезно;
  • говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усиливается;
  • учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя;
  • избегать моральных оценок и директивного тона в беседе;
  • проявлять уважение к мнению и ценностям собеседника;
  • избегать невыполнимых обязательств;
  • иметь в себе мужество задавать нужные вопросы (максимально конкретные);
  • избегать принятия решений «вместо» подростка-суицидента.

Часто подростки высказывают свою удовлетворенность беседой, что усыпляет бдительность окружающих. Следует помнить, что суицидальные мысли могут легко возвращаться в течение нескольких дней или часов.

В конце беседы следует проигрывать поведение подростка в будущих кризисных ситуациях или неразрешенной текущей.

Если вы чувствуете, что подросток находится в стадии риска, самое лучшее, что вы можете сделать для себя, не заниматься этим один на один. Пусть в это будут вовлечены другие люди (родители, родственники, специалисты службы охраны психического здоровья – детские психиатры, психотерапевты, психологи).

Госпитализация в стационар показана:

  • во всех случаях повторных суицидных попыток;
  • при наличии психических расстройств;
  • при наличии высокого риска суицидных действий:
  • устойчивых мыслей о самоубийстве;
  • высоком уровне решимости умереть в ближайшем будущем (в течение ближайших часов или дней);
  • существовании плана, в котором используется насильственный и высоко летальный метод;
  • беспокойстве или панике;
  • неблагоприятной семейной ситуации.

Порядок недобровольной госпитализации определен Законом Республики Беларусь №337, 1999 года «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.

Экстренная психологическая помощь

"Телефоны доверия" в Беларуси.

Код Телефон Время работы
Республиканский 'Телефон доверия' для наркологических пациентов 8(801) 100-21-21 по будням с 9:00 до 17:00 бесплатно
Республиканская телефонная 'горячая линия' по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию - телефон доверия для детей 8 801 100 16 11 круглосуточно, бесплатно
Минск:
для взрослых 8 017 290 44 44 круглосуточно
8 017 290 43 70 круглосуточно
для детей и подростков 8 017 246 03 03 круглосуточно
Минский областной клинический центр 'Психиатрия- наркология' 8 017 202 04 01 круглосуточная служба экстренной психологической помощи 'Телефон доверия'
Минская область:
Борисов 8 01777 92 62 85 15:00 - 17:00
Вилейка 8 01771 5 14 98 8:00 - 16:00
Молодечно 8 01773 5 46 44 20:00 - 8:00
Слуцк 8 01795 5 53 33 8:00 - 18:00
Солигорск 8 0174 22 11 22 9:00 - 16:00
Жодино 8 01775 3 51 02 13:00 - 15:00
Брестская область:
Брест 8 0162 40 62 26 круглосуточно
8 0162 20 15 55 круглосуточно
Барановичи 8 0163 41 60 80 9:00 - 17:00
Витебская область:
Новополоцк 8 0214 37 13 75 8:00 - 20:00
Полоцк 8 0214 43 22 20 8:00 - 20:00
Орша 8 0216 21 00 19 8:00 - 20:00
Витебск 8 0212 43 22 93 круглосуточно
Гомельская область:
Гомель 8 0232 37 91 91 8:00 - 24:00
Гродненская область:
Гродно 8 0152 170 8:00 - 24:00
Могилевская область:
Могилев 8 0222 47 31 61 круглосуточно
8 0222 22 26 81 8:00 - 20:00 (будни)
Бобруйск 8 0225 43 40 24 круглосуточно
Герб колледжа

Контактные данные

Адрес:

210033 Республика Беларусь, Витебская область, г. Витебск, ул. Лазо, зд. 113А.

Режим работы:

08:00 — 17:15

Телефон:

8 (0212) 66-14-15, 
8 (029) 292-58-88

Email:

vtk@vgtk.by

Социальные сети

Instagram
VKontakte

©2022 Витебский государственный технический колледж      Регистрационное свидетельство №: 3141203208 от 10.08.2012