Государственное устройство Беларуси
Основы государственного устройства Беларуси закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года и 27 февраля 2022 года.
Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.
Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Демократические основы белорусской государственности гарантируют разнообразие политических институтов, идеологий и взглядов.
В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.
Беларусь - президентская республика.
Глава государства - Президент Республики Беларусь.
Взаимодействие властей
Основным принципом реализации государственной власти в Республике Беларусь является принцип разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Суть этого принципа в том, чтобы власть не была сосредоточена в руках какого-то одного государственного органа, а была разделена между органами трех ветвей власти. Указанные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Законодательная власть
Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь.
Нижняя палата - Палата представителей, верхняя - Совет Республики.
Срок полномочий составляет 4 года.
В составе Палаты представителей 110 депутатов, которые избираются по избирательным округам и представляют интересы граждан.
Совет Республики - палата территориального представительства. В его состав входят 64 члена: по 8 членов избирается от каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях местных Советов депутатов базового уровня соответствующих административно-территориальных единиц, 8 членов Совета Республики назначает Президент.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей.
Исполнительная власть
Исполнительную власть осуществляет Правительство - Совет Министров, который является центральным органом государственного управления.
Возглавляет Правительство Премьер-министр, который назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Правительство руководит системой подчиненных ему министерств и других органов исполнительной власти.
В состав Правительства входят заместители Премьер-министра и министры, а также могут входить руководители иных республиканских органов государственного управления.
Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории государства.
В своей деятельности Правительство подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом.
Судебная власть
Судебная власть принадлежит судам. Она состоит из Конституционного Суда и системы судов общей юрисдикции.
Контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве осуществляет Конституционный Суд Республики Беларусь.
Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам.
Образование чрезвычайных судов в Беларуси запрещается.
Совет Республики - палата территориального представительства. В его состав входят 64 члена: по 8 членов избирается от каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях местных Советов депутатов базового уровня соответствующих административно-территориальных единиц, 8 членов Совета Республики назначает Президент.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей.
Ключевая роль в государственном механизме отводится Главе государства. Не входя ни в одну из ветвей власти, Президент Республики Беларусь наделяется необходимыми конституционными полномочиями, позволяющими ему обеспечивать взаимодействие органов государственной власти между собой и точное осуществление ими своих функций. Такая модель придает устойчивость и стабильность государственному механизму, препятствует возникновению противостояния между ветвями власти.
Взаимодействуя с законодательной властью, Президент имеет право законодательной инициативы, уполномочен на подписание или отклонение законов. Президент имеет право принимать специальные акты, имеющие силу закона, - декреты. Декреты, указы и распоряжения Президента обязательны на всей территории Беларуси.
Президент оказывает влияние на формирование и деятельность исполнительной власти. С согласия Палаты представителей он назначает на должность Премьер-министра. Президент определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь и отменять акты Правительства. Принимаемые Президентом решения обязательны для исполнения Правительством.
Наделение Главы государства соответствующими полномочиями одновременно означает и возложение на него обязанности, которая не может быть возложена ни на один другой орган, - выступать гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности.